Обзор
систем CRM, ERP,
PRM,
PLM,
PDM
и их рейтинги.
Какие три буквы лучше именно для вашей компании?
Жизнь
современного производственного предприятия или компании немыслима без
применения различных систем, которые управляют технологическим процессом и
документооборотом, снимают с работников типовые задачи и увеличивают
производительность труда, повышают эффективность работы с клиентами и
поставщиками. Конечно, в крупном, среднем и малом бизнесе разный масштаб задач,
но так или иначе эти системы способны значительно облегчить работу управленцев
любого уровня и повысить эффективность производства в целом.
«Кто есть ху» в этих системах?
CRM (Customer
Relationship Management) — система управления взаимоотношениями с
клиентами, собирающая и систематизирующая персональные данные. Основная цель
CRM — сформировать процесс общения с клиентами за счет персонализированных
предложений и рекомендаций, которые бы максимально учитывали их потребности и
желания.
ERP (Enterprise
Resource Planning)
— система планирования
ресурсов компании, позволяющая контролировать каждый процесс и объединить
отдельные подразделения компании в единый механизм. Основная цель ERP — сбор и
обработка в единый массив всех данных о компании. Система используется для
синхронизации деятельности всех подразделений предприятия.
PLM (Product Lifecycle Management) — управление жизненным циклом
продукта, изделия. Это вся совокупность процессов от момента выявления
потребностей в определенном продукте до его утилизации после использования.
Понятие применимо для любого изделия, а не только IT-продуктов. Сюда входят и системы
автоматизированного проектирования (САПР). Внедрение PLM выгодно с точки зрения
увеличения прибыли, сокращения затрат, сокращения сроков запуска новых изделий
в производство и, соответственно, их вывода на рынок. Включают PDM (Product Data Management) — модуль,
обеспечивающий управление
информацией об изделии. Под ним могут пониматься разные объекты, в том
числе, технически трудоемкие (суда, ракеты, сложные компьютерные сети).
PDM-система дает возможность наладить взаимодействие между пользователями,
контролировать большие потоки инженерно-технической информации, получать
разграниченный доступ к данным на любой стадии разработки/изготовления изделий.
PRM (Partner Relationship Management) – управление
взаимоотношениями с партнерами, которое помогает выстроить эффективно
работающую дилерскую сеть и увеличить объем продаж при одновременном снижении
затрат на этот процесс. Под партнерами подразумеваются
отдельные дистрибьюторы и дилеры, а также свои многочисленные филиалы, если
таковые имеются. Практическая значимость использования – повышение продаж по партнерской схеме, оптимизация финансового
и оперативного учета работы с
партнерами, снижение затрат, повышение качества обслуживания.
BPM-система (Business Process Management) — система управления
бизнес-процессами, которая формализует цепочку действий, выполняемых
определенными сотрудниками, в виде последовательного алгоритма, где каждый
элемент - задача в рабочем календаре конкретного сотрудника.
Что, чем и от чего отличается в этих системах?
Концепция CRM заключается в установлении, развитии и поддержании отношений с клиентами. CRM, по сравнению с ERP,
уделяет больше внимания рынку и клиентам. Если
ERP является приложением комплексного управления на уровне предприятия, то CRM
является передовым фронтом в ERP. Продукты CRM больше ориентированы на
управление продажами, маркетингом, обслуживанием клиентов и поддержкой. Систему
CRM можно рассматривать как часть широкого ERP, обе системы должны сформировать
бесшовную замкнутую структуру.
Наиболее популярные CRM-системы на российском рынке: рейтинг-2021
Comindware Business Application Platform
amoCRM
Битрикс24
Zoho CRM
Террасофт
Creatio
Мегаплан
1С:
CRM
Microsoft Dynamics CRM
Sales Force
БИТ.CRM
3
ERP - система управления информацией предприятия,
предназначенная главным образом для комплексного
управления всеми видами ресурсов в промышленности: материальными, человеческими,
капитальными, информационными. Короче,
ERP — это все ресурсы, связанные с предприятиями и производством. Как один из
аспектов, может включать CRM-систему. Цель ERP - снижать косвенные затраты и
улучшать производственные мощности за счет эффективного управления ресурсами
предприятия, то есть экономить деньги.
Анализируя различия
CRM- и ERP-систем, можно сказать, что первые
отвечают за сбыт, вторые — контролируют производственный процесс и логистику
предприятия. Специалисты по внедрению считают, что большинству компаний
достаточно внедрения CRM.
ERP необходимо
среднему и крупному бизнесу со сложными бизнес-процессами.
Рейтинг
от CNews Лучшие
ERP-системы:
1.
1С:
ERP
2.
Business Central by Navicon
3.
Галактика
ERP
4.
SAP
5.
Lexema-ERP
6.
ERP Монолит
7.
Ма-3
8. odoo
9. МойСклад
10. Цех=Успех
PLM используется для управления всей информацией, связанной с продуктом (компоненты, конфигурация,
структура, графические файлы и др.) и всеми процессами, связанными с продуктом.
PLM содержит весь контент PDM (Управление данными о продуктах). Цель PLM -
контроль качества продукта за счет эффективного управления данными или
процессами продукта, достижения «открытого источника» и «получения денег»,
сокращения прямых затрат, обеспечения возможностей для исследований и
разработок на предприятии. Сфера применения PLM - разработка и исследования
продуктов.
У PLM и ERP имеются точки пересечения, где отдельные части
этих систем могут быть опосредованными конкурентами. Имеются в виду организация
документооборота и управление производством.
По данным исследований на эту тему, регулярно проводимых независимым аналитическим агентством Forrester Research, лидером в области PLM признана Siemens Digital Industries Software.
Эксперты
оценивали софтверные компании по трём категориям:
·
«Стратегия»,
·
«Текущие предложения»,
·
«Присутствие на рынке».
В
категории «Стратегия»:
·
1-2 места делят Siemens и PTC,
·
Бронза у Dassault Systèmes,
·
4-5 место делят Autodesk и Aras,
·
Замыкают шестерку Arena Solutions и Oracle.
В
категории «Текущие предложения» единоличный лидер – Siemens, 2 и 3 места делят
Dassault Systèmes и PTC, а за ними строго ранжированы Aras, Oracle, Autodesk и
Arena Solutions.
В
категории «Присутствие на рынке» (на диаграмме - белые круги разного радиуса):
на
равных выглядят Dassault Systèmes и Siemens, на третьем месте Autodesk, а затем
примерно одинаково оценены все остальные.
Полное исследование Forrester Research можно приобрести у самой компании за $2 995.
Из отечественных PLM-систем можно назвать «Лоцман: PLM», «Союз-PLM», T-FLEX DOCs, IPS.
Главное предназначение PDM-систем, как части PLM - управление информацией и облегчение
доступа к данным об изделии на протяжении всего его жизненного цикла.
В PDM-системах объединены сразу несколько технологий:
EDM (Engineering
Data Management) — управление инженерными данными;
PIM (Product Information Management) — управление
информацией об изделии;
TDM (Technical Data Management) — управление техническими
данными.
Представители
этого семейства софта:
Teamcenter —
это PDM-система для коллективной работы сотрудников предприятия (группы
предприятий) с данными об изделии и о связанных с ним
процессах на всех этапах его жизненного цикла. Лидирует на мировом
рынке среди систем подобного класса (Siemens Digital Industries Software).
Enovia SmarTeam PDM - приложение для управления данными о продукции, предназначенное для конструкторских отделов, малых и средних предприятий
Популярными
среди специалистов-конструкторов считаются PDM-решения:
NX
– продукт от компании Siemens PLM Software. Иногда встречается название 3D PLM.
Это ПО используется на всех ступенях разработки изделия – от определения
концепции, его анализа до выпуска.
CATIA – интерактивное приложение, созданное Dassault Systemes и IBM. Его используют в машиностроении, особенно часто в аэрокосмической сфере и автомобилестроении.
Как
утверждает зарубежная статистика, при
помощи PDM-систем можно сократить цикл разработки продукта на 25%, ускорить
конструкторскую разработку на 14%, сократить время выхода изделий на рынок на
50–80% и снизить их общую стоимость более чем на 25%.
Когда
компания перестает продавать прямым покупателям, а приходит к использованию
бизнес-модели косвенных продаж (через дистрибьюторов) и количество партнеров
растет, возникает вопрос автоматизации общения с ними. Тогда на помощь приходят
PRM-системы. Фактически, это как бы CRM, только с партнерами, плюс решение и более
узких задач: автоматизация вычисления агентских платежей их осуществления, быстрое
перераспределение продукции между разными каналами сбыта в случае, если
какой-то из них не приносит ожидаемой прибыли; проведение тренингов для
партнеров в режиме онлайн при выводе новой продукции на рынок и т. д. Некоторые
ERP-системы могут иметь элементы PRM в своем составе, так же, как и CRM.
Составляя
этот дайджест, удалось найти информацию о присутствии на российском рынке
нескольких PRM-систем (Forward PRM, Nexign Partner Relationship Solution (PRM),
PRMSaaS). PRM-систему на платформе Microsoft Dynamics 365 Online построила
Lamoda. Эта платформа считается ИТ-экосистемой, объединившей в себе
ERP-решения Microsoft (AX и Nav) и Dynamics CRM. Однако,
судя по отсутствию информации в поисковиках, специалисты, видимо, не составляли
их рейтинга. Так что ждем, когда «Родина узнает своих героев» среди PRM-систем.
Радует,
что эксперты прогнозируют рынку PRM
более чем двукратный рост в ближайшие пять лет. К 2026 году он может составлять
$1,9 млрд по сравнению с $920 млн в 2020-м.
BPM (управление
бизнес-процессами) – это целая концепция управления организацией,
рассматривающая бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия, которые
можно непрерывно адаптировать к постоянным изменениям средствами ПО. Внедрение BPM-решений
делает бизнес-процессы прозрачными для всех участников, сокращает
длительность их выполнения за счёт введения ограничений по времени и автоматизации
процессов, отвечает на вопросы, где, когда, зачем, как и какая работа
выполняется и кто отвечает за ее выполнение.
В
рамках функционала BPM обычно различают три класса средств: Business Process
Analysis (BPA) позволяют
описать бизнес-процесс перед внедрением ERP-системы. Системы Business Process
Management Suite (BPMS)
автоматизируют сквозные цепочки бизнес-процессов в рамках уже внедренной
ERP-системы (управление договорами, создание новых продуктов, управление
заказами - всё это часто тяжело автоматизировать стандартной ERP-системой).
Инструментарий Process Mining и Process Intelligence позволяет
восстановить фактический бизнес-процесс на основе информации, которая
содержится в ERP-системах, поддерживающих этот процесс, и впоследствии
проанализировать показатели операционной эффективности процесса.
До
некоторых пор BPM-решения и ERP- системы развивались независимо друг от друга.
Сегодня специалисты говорят об интеграции решений BPM в общую структуру
управления ERP. ERP-система является центром, а вокруг неё строится остальная
ИТ-инфраструктура многих предприятий.
1.
Comindware Business Application Platform
2.
Bitrix24
3.
ELMA
4.
Oracle BPM Suite
5. «Первая форма»
6.
Zoho
7.
Bizagi
8.
Bpm’online
9.
Metatask
10.
IBM Business Process Manager
Конечно же, необходимо проконсультироваться с ИТ-специалистами, прежде чем окончательно решить, какая система/комбинация систем будет оптимальной для вашего бизнеса или государственной организации. У каждого решения существует своя стоимость. Приплюсуйте к ней отдельные затраты на обслуживание и настройку ПО, обучение сотрудников, так что бюджет, который компания готова потратить на систему, тоже имеет огромное значение!
Интересно, а какая
система или комбинация систем применяется в вашей компании и что
хорошего/плохого в двух словах вы можете сказать о ней? То есть какие «три
буквы» выбрали под задачи вашей компании и оправдался ли этот выбор? :)
Всем – всех благ и стаБИЛьного WiFi!
Дайджест подготовлен по материалам сайтов russianblogs.com,
fb.ru, crm.ru, isicad.ru, it-world.ru, prmsaas.ru, Tadviser.ru, Cnews.ru, CSoft.ru, bpm-systems.ru,
kickidler.com.
Комментарии
Отправить комментарий